Главная » Статьи » Консультации логопеда |
Консультация логопеда. Как пальцы помогают развивать речь. Известный физиолог М.М. Кольцова разработала для детей первых лет жизни интересный тест. Малыша просят: «Сделай вот так»- и показывают один пальчик, потом два пальчика, три. Если же ребенку больше трех лет, ему предлагают по образцу взрослого соединить указательный и средний пальцы в кольцо, изобразить гуся (сложить все пальцы в щепоть, которая напоминает голову гуся), козу (все пальцы сжать в кулак, вперед выставить указательный и мизинец) или ножницы (указательным и средним пальцами выполнять «стригущие» движения). А дальше, еще не услышав ни одного слова ребенка, можно сделать предположение об уровне развития его речи. Говорящие дети- это те, которым удаются все или почти все задания теста, а изолированные движения пальцев не вызывают затруднений. Если же детские пальчики напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или, наоборот, вялые, «ватные», то это – не говорящие или плохо говорящие дети. Какие же взаимосвязи демонстрирует этот тест и какие педагогические выводы из него следуют. Во-первых, он показывает прямую связь развития речи и тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук человека. Исторически сложилось так, что развитие функции руки и речи шло параллельно, а первой формой общения людей друг с другом в далеком прошлом были жесты. Эта зависимость продолжает сохраняться и у маленьких детей: совершенствование их речи находится в непосредственной зависимости от степени тренировки рук. Во- вторых, тест подчеркивает, насколько тесно физиологически связаны в своем развитии зоны коры головного мозга ребенка. Проекция кисти руки и речевой моторной зоны расположены очень близко и на протяжении всего раннего детства четко прослеживается, как по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции. В- третьих, тест наталкивает на ценную мысль о том, что развивая пальцы рук ребенка, можно стимулировать его речевое развитие. К этому важному заключению давно интуитивно пришла народная педагогика. Сегодня сходные по своему назначению игры для детских пальчиков есть в России, Японии, Германии и других странах. Таким образом, чем раньше родители начнут следовать законам природы и детского развития, подтвержденным современными исследованиями, тем успешнее будет развитие речи малыша. Начинать тренировать детские пальчики рекомендуется уже в 6-7 мес. Аккуратно, без лишних усилий, можно проводить легкий массаж рук, включающий два вида упражнений: поглаживание кистей рук по направлению от кончиков пальцев к запястью; сгибание и разгибание пальчиков ребенка взрослым. Ежедневная продолжительность таких упражнений составляет 2-3 мин. А вот с 10 мес. малышу можно предлагать совершать уже более активные, энергичные движения пальчиками. Для этого следует использовать пальчиковые игры - инсценировку каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук ребенка. (Русская игра «Сорока - белобока») Можно «перебирать» детские пальчики и легко массировать их и в обратной последовательности, например, в немецкой игре с пальчиками. Большой пальчик сливы трясет, Второй – их собирает, Третий – в дом несет. Четвертый – высыпает. Самый маленький – шалун – Все, все, все съедает. А вот какие игры можно предложить детям 3-4 лет. «Моя семья» Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – я. Вот моя семья! В начале игры все пальцы сжаты в кулак. Во время чтения каждой строчки ребенок с помощью взрослого или самостоятельно по одному разгибает пальчики. На последней строчке пальчики «радуются» - вся кисть руки поворачивается влево - вправо. «Этот пальчик» Этот пальчик хочет спать, Тот пальчик – прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Тише, тише, не шумите, Братцев вы не разбудите… Встали пальчики, ура! В детский сад идти пора! В соответствии с текстом по очереди загибаются, начиная с мизинца, пальцы одной руки. На последних двух строчках все пальчики разгибаются, рука ритмично сжимается в кулак и разжимается. Очень важно, чтобы ребенок научился выполнять движения, необходимые по сюжету игры, пальчиками сначала одной, а потом и другой руки. Для этого каждую игру можно повторить дважды. Для детей 4-5 лет в игры можно включить и более сложные движения. Кроме того, в них дети постепенно усваивают названия пальчиков. «Дружные пальчики» Этот пальчик маленький, Мизинчик удаленький. Безымянный кольцо носит, Никогда его не бросит. Ну, а этот – средний, длинный, Он как раз посередине. Этот – указательный, Пальчик замечательный. Большой палец, хоть не длинный, Среди пальцев самый сильный. Пальчики не ссорятся, Вместе дело спорится. В начале игры пальцы руки раскрыты, а дальше в соответствии со стихотворным текстом они по одному загибаются в кулак. На последние две строчки выполняется ритмичное сжимание и разжимание пальцев руки. Не требуйте заучивания стихотворного текста, сопровождающего игру. Не огорчайтесь, если вначале малыш будет путать название пальчиков – не сразу, но постепенно он их обязательно запомнит. Следует помнить, что проведение пальчиковых игр должно нравиться ребенку, доставлять радость и удовольствие. Их продолжительность обычно не превышает 5 мин в день. Можно играть с пальчиками и без стихотворного сопровождения. Покажите ребенку, как пальчики одной руки умеют здороваться друг с другом: кончик большого пальца поочередно касается кончика указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Потом предложите точно также научить здороваться пальчики другой руки. В завершении можно показать, как могут здороваться друг с другом пальцы обеих рук - большой с большим, указательный и указательный и т.д. С этой своеобразной пальчиковой гимнастики можно начинать каждое утро. Очень полезно заниматься с ребенком «конструированием» из пальчиков. На первых порах инициатива здесь должна принадлежать взрослому. Именно он показывает, как сделать только с помощью рук лодочку (прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их), цветок (прижать запястья друг к другу, ладони развести в стороны, пальцы рук округлить), очки, улитку или зайчика. А дальше можно не только вместе с ребенком придумывать все новые и новые способы показа разных предметов, но и загадывать друг другу загадки: «Угадай, какой предмет я показываю?» Стимуляции двигательной и речевой функции способствуют разнообразные практические действия: -вкладывание друг в друга полых кубиков, призм, полусфер разной величины (игры с вкладышами) – с 1 года; -перебор крупных деревянных бус – с 1-1,5 лет; -сборка деревянных или пластмассовых пирамидок – с 1,5 лет; -выкладывание из крупной мозаики разноцветных или одноцветных дорожек – 1,5-2 лет; -шнуровка (плоские фигурки игрушек «прошиваются» шнуром по дырочкам)-с 2-3 лет; -изготовление поделок из пластилина, конструктора, природных материалов-с 2,5-3 лет; -наматывание толстых ниток в клубок – с 3-4 лет; -обведение изображений предметов по контуру, их штриховка в разных направлениях – с 3-4 лет; -завязывание и развязывание узелков на веревочках, тесьме, ленточках разной толщины – с 4-5 лет и т. д. Когда после тренировок в соответствии с приведенными рекомендациями вы вновь предложите ребенку тест, его результат непременно будет выше. Регулярные игры и упражнения для пальчиков не только стимулируют развитие речевой функции, но и будят детское воображение, фантазию, а также незаметно готовят руку ребенка к предстоящему в школе овладению письмом. | |
Просмотров: 1891 | |
Всего комментариев: 0 | |