Главная » Статьи » Консультации логопеда

Советы логопеда

«Приемы стимуляции речевой активности детей 1.5 до 3 лет»

1.Разговор с самим собой. Взрослый проговаривает вслух, что он видит или слышит. При этом ребенок находится рядом. «Где платье?», «Вот платье», «Платье на стуле», «Платье красивое», «Таня наденет платье» и т.п.

2.Диалог – образец. Речь взрослого в общении с ребенком имеет ярко выраженную диалогическую структуру, где центральное место принадлежит вопросу взрослого к ребенку, на который он сам же и дает ответ. – Что я взяла? – Чашку. – Что это такое? – Чашка. – Что поставила? – Чашку. И т.д.

3.Параллельный разговор. Взрослый описывает все действия ребенка: что он трогает, видит, слышит.

4.Провокация, или искусственное непонимание ребенка. Не спешить сразу же выполнить желание малыша: дайте другую игрушку, а не ту, на которую он молчаливо указывает. Взрослый временно становится «глухим», «глупым»: «Я не понимаю, что ты хочешь: мишку, куклу, юлу?». «Непонятливость» взрослого будет первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет.

5.Распространение. Взрослый продолжает и дополняет все сказанное ребенком, но без принуждения его к повторению. Ребенок: «Сок». Взрослый: «Да, сок», «Яблочный сок очень вкусный», «Сок наливают в кружку».

6.Приговоры. Использование в совместной деятельности игровых песенок, потешек, приговоров. Цель большинства произведений устного народного творчества – развитие двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Подражая взрослым, дети начинают играть словами, звуками.

7.Выбор. Альтернативные вопросы, типа: «Ты хочешь играть мячиком или машинкой?», «Что ты будешь пить – молоко или чай?». В ходе ответа ребенок должен использовать речь. Потребность ребенка удовлетворяется только после речевых реакций.

8.Поручения. Взрослый обращается к ребенку с просьбой принести тот или иной предмет, игрушку, предварительно переставив его на недоступное для ребенка место. В такой ситуации ребенок вынужден обратиться к взрослому. Взрослый же стимулирует обращение ребенка: «Что ты хочешь взять? Куклу? Как надо попросить? – Дай куклу…».

9. Опосредованное общение. В процессе игр («День рождения», «Дочки – матери» и т. п.) или ухода за животными взрослый поощряет ребенка к простейшим высказываниям: «Угости зайку чаем. На, зайка, чашку, пей чай», «Уложи куклу в кровать. Спой ей песенку. Баю – бай, Катя, баю – бай».

10.Игры с природным материалом. Уже на первом году жизни ребенок проявляет интерес к песку, воде, глине, дереву, бумаге. В этом заключен большой смысл: ребенок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его функции и т. п., то есть стремится к саморазвитию. Это оказывает огромное влияние на рост речевой деятельности.

11.Продуктивные виды деятельности. Рисование, лепка, аппликация, конструирование способствуют появлению речевой активности ребенка. Проблемные ситуации, возникающие во время продуктивных видов деятельности («забыли» забыли положить лист бумаги или карандаш), вынуждают ребенка просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.

12.Замещение. Игры, типа «Представь, что мы…» или «Угадай, что я делаю», вызывают у ребенка большой интерес, побуждают малыша к использованию речевых средств, стимулируют его речевую активность.

13.Ролевая игра. Дети с большим интересом играют в элементарные сюжетно- ролевые игры, организованные взрослым. «Телефон», «Поезд», «Магазин игрушек» и др. стимулируют речевое развитие малышей.

14.Музыкальные игры. Шумовые инструменты, ритуальные игры «Каравай», «По кочкам» и др. стимулируют желание ребенка двигаться, подпевать. Надо чаще предоставлять малышу возможность двигаться, подпевать. Надо чаще предоставлять малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов.

Категория: Консультации логопеда | Добавил: Tatjana (04.02.2018)
Просмотров: 415 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]