Главная » Статьи » Консультации воспитателей |
Консультация для
родителей «Роль семьи
в формировании здорового образа жизни» «Берегите здоровье
смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа
жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже
выработалось осознанное отношение к своему здоровью. Условие, от которого
зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье,
закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье
в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее
поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих. Даже в раннем школьном
возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным
нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем
здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план задачу перед
родителями, но возможно более ранней выработки у маленького ребенка умений и
навыков, способствующих сохранению своего здоровья. Конечно, здоровье детей
напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности,
гигиенической культуры родителей и уровня их образования. Как правило, у взрослых
возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь
тогда, когда ребенку уже требуется психологическая или медицинская помощь.
Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формирует у
человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и
воспитывался ребенок. ЗОЖ служит укреплению
всей семьи. Ребенок должен узнать лучше семейные традиции, понять значение и
важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику
отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье – эта та
вершина, на которую каждый должен подняться сам. Основной задачей для
родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему
здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести
здоровый образ жизни. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая
ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет
ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этот ничто не
может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять
философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья. Существует правило:
«Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе
его некуда будет вести!». Даже в раннем
дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать
элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования, заботиться о
своем здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план задачу
перед родителями о развитии у маленького ребенка умений и навыков, способствующих
сохранению своего здоровья. Домашний режим
дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих
сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить
переутомление. Семья организует рациональный домашний режим – сон, оптимальный
двигательный режим, рациональное
питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание,
отказ от разрушителей здоровья и т.д. Режим в детском саду должен
соответствовать домашнему режиму. Ещё очень важная
проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование
компьютера. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора,
памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного
подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка
перед экраном, которое не должно превышать 30 минут. Формируя здоровый образ
жизни ребенка, семья должна привить ребенку следующие основные знания, навыки и
умения: - знание правил личной
гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.; - умение правильно
строить режим дня и выполнять его; - умение анализировать
опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них; - умение
взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда
обитания ( дом, класс, улица, дорога, лес) безопасна для жизни; - знание основных
частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности
организма человека; - знание основных
правил рационального питания с учетом возраста; - понимание значения
двигательной активности для развития здорового организма; - знание правил
профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других; - знание основных
природных факторов, укрепляющих здоровье, и правил их использования; - знание правил
сохранения здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний; - умение анализировать
опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них; - умение оказывать
простейшую помощь при небольших порезах, ушибах, ожогах, обморожениях; - знание лечебных
учреждений, где возможно получить помощь в случае болезни. Родителям необходимо
знать критерии эффективности воспитания здорового образа жизни: - положительная
динамика физического состояния вашего ребенка; - уменьшение
заболеваемости; - формирование у
ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими
людьми; - снижение уровня
тревожности и агрессивности. Совершенно очевидно,
что решение проблемы оздоровления дошкольников возможно только при условии
реализации единой программы гигиенического обучения и воспитания в семье и
детском саду. | |
Просмотров: 793 | |
Всего комментариев: 0 | |