Здравствуйте, уважаемые родители!
Меня зовут Наталья Николаевна Гееб, я педагог-психолог детского сада, клинический психолог.
Приглашаю к сотрудничеству!

 

Игры с мячом

На своих занятиях с детьми я уделяю большое внимание упражнениям с мячом. Наверное, кого-то удивит, если я скажу, что с позиции нейропсихологии мяч очень важен для развития детского мозга (да и взрослого тоже). Почему? И так, упражнения с мячом развивают:

  • пространственное мышление (а это успешное усвоение геометрии в школе);
  • моторную ловкость, зрительно-моторную координацию (готовность верхнего плечевого пояса к длительному письму в школе; нужный нажим карандаша, ровный, а не дрожащий почерк, соблюдение строки при письме, а не когда буквы уходят ниже строки или выше);
  • уверенность в себе и своих силах (самооценка, умение справляться с трудностями);
  • межполушарное взаимодействие (мозг наше все!);
  • умение соотносить свое действие с действием партнера (это дорогого стоит – уметь предугадать, как будет действовать партнер, умение считывать намерение партнера – не все взрослые умеют);
  • самоконтроль и планирование (залог успеха в любой деятельности. Дети в школе, у которых слабо развита функция планирования и контроля собственной деятельности, делают ошибки при письме: пропускают буквы, не дописывают слова, забывают о применении правил, допускают орфографические ошибки, испытывают трудности в решении примеров и задач, особенно в решении задач в два-три действия.);
  • произвольность действий (простой, но наглядный пример - когда ребенок ходит в памперсе (а ему уже 2 года!) и отправляет нужду в любое время, когда ему захотелось и где захотелось – это отсутствие произвольности, а когда ребенок свои потребности реализует в горшок, умея потерпеть и добежать до горшка, выполняя правила – это наличие произвольности). Про произвольность отдельно напишу позже. Это очень важное свойство психики, особенно в школе - регулировать свои действия в соответствии с правилами, образцами и нормами;
  • вестибулярный аппарат и мозжечок (ребенок подстраивает свои движения так, чтобы поймать мяч, координирует свои движения с движением мяча, тренируется точность движений).

Вот такие они, упражнения с мячом! А у вас дома есть мячи? Нужен большой и несколько (минимум 2) маленьких, размером с ладошку и минимум 1 мячик размером с теннисный.
Вариант упражнения 1.  Перекидывать 1 большой мяч друг другу, ловя обеими руками. Усложнение – кидать левее, правее, выше, ниже. Условие – поймать руками, не сходить с места.
Вариант упражнения 2. Ловить маленький мячик только левой рукой, только правой рукой. Руку можно обозначить заранее или называть в процессе (это уже усложнение). Так вы еще и закрепите знания детей о право/лево (дети долго путают).
Вариант упражнения 3. Ловить одновременно двумя руками сразу два мяча.
Вариант упражнения 4. Маленький мячик катить по столу вперед каждым пальчиком по очереди до поставленной цели. Усложнение – можно из шнурка (толстой нитки) сделать затейливый лабиринт, и катить мячик по лабиринту.
Дорогие мамы и папы, играя каждый вечер с ребенком в мяч, ваш мозг также будет развиваться. Ваша память станет лучше, внимание острее, начнут формироваться новые нейронные связи.

Пространственное восприятие

Сегодня предлагаю поговорить о развитии пространственного восприятия у наших детей. Пространственное восприятие, это способности человека воспринимать пространственные характеристики окружающего мира: величину и форму предметов, а также их взаимное расположение. Звучит просто. Но, к сожалению, в реальности возникает много проблем и трудностей в развитии пространственного восприятия. Многие детки до сих пор путаются в своем теле – правая рука, левая рука  Если вы поднимите свою правую руку и попросите ребенка тоже поднять правую руку, скорее всего он поднимет левую руку, т.е. отзеркалит.
Основой различения пространственных направлений служит четкое различение детьми частей своего тела и определение сторон на самом себе.
Особые трудности вызывает пространственная ориентировка на листе бумаги. Детям трудно определять правую и левую сторону именно на плоскости.
Если пространственное восприятие не сформировано, то ребенка могут ожидать проблемы в будущем:
 в чтении – суженность различимого пространства строчек, что затрудняет переход к беглому чтению, пространственное неразличение сходных по форме букв и т.д.
 в письме – неумение соотнести букву и линии в тетради, т.е. ориентироваться в пространстве листа, смешение верха и низа сходных букв(например, т-ш,и-п), зеркальные ошибки вследствие - перевертывания буквенного знака в обратную сторону (с –э,б-д).
 в математике – ошибочное написание цифр 6-9, 5-2; неумение расположить симметрично запись примеров в тетради; глазомерные ошибки при измерении; несформированность сложных пространственных представлений, необходимых для усвоения понятий «метр» и «сантиметр»;
 в рисовании – глазомерные ошибки при наблюдении, неумение расположить рисунок в пространстве листа, трудности в овладении пропорцией в рисунке;
 в гимнастических упражнениях – неправильное направление движения при перестроении под команду (в правую сторону вместо левой и наоборот), трудность переключения с одного направления движения на другое и т.д.

Социально-личностное развитие

Есть одно качество, которое тормозит социально-личностное развитие и в будущем очень мешает ребенку успешно интегрироваться в общество сверстников. О чем я? 
Мир стал детоцентрированный. Если раньше глава семьи был старший, то сейчас, по факту, - ребенок: все лучшее детям, все только для детей. У детей формируется понимание, что весь мир живет только для них. Что мы наблюдаем? А наблюдаем мы рост детского эгоизма и эгоцентризма.
Для начала, уточним что такое детский эгоизм. Детский эгоизм – это пренебрежительное отношение ребенка к чужим интересам и возвышение собственных желаний над всем и вся. И если в младенчестве такая черта является естественным процессом, то в старшем дошкольном возрасте эгоизм становится настоящей проблемой.
Я не раз слышала позицию некоторых родителей: «Правильно делают, сейчас времена такие. Если не ты, то тебя». И вообще, часто, родители не замечают эгоистичность своего ребенка, негативно реагируют, когда кто-то намекает на это. Это не очень зрелая позиция.
Я уверена, что это не про нас.
Так вот, у наших ребят проскальзывают нотки эгоизма и эгоцентризма. Но мы над этим работаем. Честно скажу, что в некоторых случаях довольно сложно. Очень болезненно ребятами воспринимается необходимость считаться с интересами других.
Рекомендация. Уважаемые родители, пересмотрите иерархию вашей семьи. Кто в вашем доме главный? Не могут быть интересы сына выше интересов отца! Не могут быть интересы дочери выше интересов матери!
И если с иерархией в вашей семье все нормально, то, думаю, детский эгоизм вам не грозит.
А на видео отрывки из нашего занятия. Мы учились оказывать поддержку и радоваться успехам других. Групповые занятия сложно снимать, так как мы в постоянном процессе. Так, что не судите строго.

Роль отца в воспитании  дочери

Предлагаю поговорить о роли папы в воспитании девочек. Почему же это так важно? Все просто - папа, это первый мужчина в жизни девочки, через общение с которым, она вообще понимает, чего ждать от мужчин и как с ними взаимодействовать. Еще осенью наблюдала в нашем детском саду такую картину: дети заходят с прогулки и одна девочка рыдает. На вопрос , что случилось, ребенок поясняет, что (далее цитата) "папа сказал, что если я замараю ботинки еще раз, он меня убьет, он "задолбался" (цитата) их мыть уже". !!!!! Папа сказал дочке! Папа, первый защитник дочки, мужчина, который должен безапелляционно восхищаться дочерью и просто ее любить! Если папа так себя ведет с дочерью регулярно, то 100% она в будущем выберет в мужья абьюзера (это человек, использующий критику, обвинения, манипуляции, а иногда и физическую силу в целях контроля других людей), и будет терпеть и страдать. Как же должен взаимодействовать папа с дочерью? Папа: любит, восхищается, прощает, позволяет (в меру разумного, без манипуляций). Папа помнит, что королева в доме мама, а доченька принцесса. Папа хвалит своих женщин только за то, что они просто есть. Все санкции к дочке применяет только мама! Папа не может наказывать дочь!

Роль мамы в воспитании сына

Обсудим роль мамы в воспитании мальчиков. В истории с мамами и мальчиками почти все также как и с папами и девочками. Но есть свои особенности. Важно: мальчик - это мужчина. Пусть еще маленький, но уже мужчина. Соответственно, относиться к нему женщина (даже если это мама) должна подобающе: он сильный, он защитник, он помощник. Если мама проявляет неуважение к мальчику, кричит на него, командует им в повелительном тоне, подавляет - она кастрирует сына в психическом смысле, убивает в нем все мужское. Важно: мама, это первый образ женщины в восприятии мальчика. Какой образ у него сформируется? Важно: мама любит сына, мама просит у него помощи (просит, а не приказывает), мама показывает свою женскую слабость. Мальчика важно научить проявлять заботу о маме - помочь помыть посуду, укрыть маму пледом, помочь понести сумку и т. п. Важно: хвалить мальчика, нужно за поступки ( в отличии от девочки, помните - девочек и мам хвалим просто, за то, что они есть). Когда мы мальчика хвалим за поступки, мы стимулируем его мужское эго к достижениям - покорение космоса, спасение динозавров, строительство дома, посадка деревьев. Важно: Мама не наказывает сына. Наказание сыну реализует отец. Мужчины разбираются сами. Но! нельзя запрещать проявлять эмоции! Мальчик может плакать, мальчик может расстраиваться. Важно: О своих чувствах сын может говорить с мамой, а она его утешать. Так мальчик запомнит, что женщина - это любовь, спокойствие, утешение, дом. Если мама "мужик в юбке", подавляющий мальчика-сына, то продуктом такой мамы будет инфантильный, травмированный, закомплексованный абьюзер, изображающий из себя крутого мужика. Я конечно сгустила краски. Но все же риски очень велики.

СДВГ - что это такое?

Сегодня хочу затронуть одну важную тему – СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Последние лет 10-20 этот неврологический диагноз встречается у детей (и взрослых) очень и очень часто.
Наблюдая за нашими детьми, я не могу сказать, есть ли этот диагноз (диагноз ставит невролог). Но! У наших детей есть определенные трудности с вниманием, речью, восприятием и импульсивностью. Может это временное упущение, может это особенности темперамента (импульсивность), а может и нет… В любом случае, моя задача скорректировать все эти трудности.
Так что же такое СДВГ? СДВГ - это поведенческое и нервно-психическое расстройство, характеризующееся невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью. Основным этиологическим фактором СДВГ является минимальная дисфункция мозга. Значимую роль в возникновении заболевания играют патологии беременности и родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни.
Симптомы СДВГ:
 гиперактивность (двигательные способности выше нормы);
 нарушение внимания — трудно сосредоточиться и поддерживать концентрацию внимания в течение времени, характерного возрасту, не получается абстрагироваться от воздействия различных раздражителей внешней среды;
 легкие неврологические нарушения — подергивание мышц лица, дрожание пальцев рук, непроизвольные сокращения мышц, нарушение координации движений и сухожильных рефлексов, изменение ассоциативных движений;
 эмоциональная лабильность — частые смены настроения, повышенная раздражительность, тревожность, чувство страха, повышенная плаксивость, беспокойство;
 нарушение восприятия — чаще всего поражается зрительный анализатор, дети не могут обвести контуры рисунка, нарисовать предметы, различать размеры и направления, плохо ориентируются в пространстве, не могут отличить часть от целого, неправильно читают буквы, на слух плохо различают отдельные согласные звуки, неверно воспроизводят ритм;
 повышенная импульсивность;
 повышенная утомляемость (психическая и физическая);
 нарушения речи и произношения.
Если вы знаете, что у вашего ребенка установлен диагноз СДВГ, то скорее всего невролог вас уже проконсультировал, как нужно организовать жизнь ребенка. Если ребенку диагноз не выставлен, но вы подозреваете, что имеются проблемы, то стоит подстраховаться.
Что делать родителю?
При СДВГ необходим строгий распорядок дня, также важно оберегать ребенка от переутомления. Родителям следует чаще хвалить ребенка и подчеркивать его успехи, чтобы укрепить уверенность в собственных силах. Гаджеты! Ограничить компьютерные игры, особенно "стрелялки" и т.п. Диета! Исключить или значительно снизить употребление сахара и всех сахаросодержащих продуктов. Дети с СДВГ должны придерживаться здорового сбалансированного питания, исключающего обработанную пищу, искусственные пищевые добавки, консерванты и ароматизаторы.
Что делаем мы на занятиях?
На наших занятиях я использую нейропсихологические методы, которые помогают устранить повышенную возбудимость, рассеянность внимания:
 растяжка и дыхательные упражнения;
 гимнастика для глаз;
 упражнения для развития мелкой моторики;
 релаксация;
 упражнения на развитие внимания, самоконтроля и осознанности выполнения действий.
Кроме того, мы выполняем упражнения на:
 снятие повышенной тревожности;
 развитие коммуникабельности;
 улучшение мышления и речи;
 развитие памяти и внимания.

Социально-личностное развитие 2

В современном мире родители спешат дать своим чадам все: лучшие игрушки, лучшие сладости, лучшие удовольствия и развлечения. Желательно все и сразу, и можно на опережение желаний ребенка. Ребенок еще захотеть не успел, мечтать не начал, а родитель ему уже – на, бери, все для тебя! «Я же хороший родитель!»; «Я, что, своему ребенку купить не могу?»; «Пусть у моего ребенка будет все и даже больше, пусть он ни в чем не нуждается!»
Что здесь не так? Это серьезная ловушка для родителей.
Жизнь – это дефицит, смерть - изобилие. Дефицит рождает удивительное ощущение удовольствия! Голодание продлевает жизнь. Пищевое изобилие – болезнь, лишний вес. Когда человек держит пост, возникает совершенное иное отношение к еде и куску хлеба. Дефицит очень важен во всем. Как только человек получает все, что он пожелает, включая безмерную свободу (что хочу, то и делаю) – он становится животным. Думаю, вы поняли, о чем я говорю. Нет никаких сомнений, что каждый из вас способен дать своему ребенку все, что он хочет и даже больше. Но к чему это приведет?
Мамы и папы! Не опережайте желания своих детей. Не торопитесь исполнять запросы ваших детей. Дайте возможность детям помечтать, похотеть. Научите детей ставить цели для исполнения своих желаний. Научите их реализовывать эти цели по шагам. Пусть ребенок испытает потребность. Если нет потребности, то нет и развития!
Научите детей, что подарок – это не заказ по требованию, это поДАРок. Подарок может случиться, а может и не случиться. И подарок может быть любым, по желанию дарящего. Научите детей, что подарок – это прежде всего внимание и забота дарящего. Научите ребенка, что подарок оценивается не ценой, а ценностью. Научите детей радоваться просто вниманию!!! Попробуйте хоть раз подарить ребенку подарок не по заказу, подарить не то, что он ожидает – а сюрприз! Подарите книгу! Формируйте у детей культуру получения подарков.
Учите детей дарить подарки вам! Цените детские подарки (рисунки, аппликации и т.п.)! Покажите, как это ценно и важно для вас! В подарке самое важное ВНИМАНИЕ и ЗАБОТА, а не цена…

Наказание

Наказание и строгое отношение.  Ваша строгость оправдана и эффективна, если она не является производной вашей грубости, недовольства и раздражения. Если вы в процессе наказания ребенка испытываете все три негативных проявления - просто остановитесь. Это уже психологическое насилие. За наказанием всегда должна стоять ваша любовь, спокойствие, уверенность, понимание, чего вы хотите достичь. Недопустимо говорить: "Какой ты неуклюжий", "Не путайся под ногами", "Ты уже большой", "Ты мне не нужен", "Не подходи ко мне", "Если не будешь спать (есть), то .. (далее угроза). Бывает, что наши дети ведут себя так, что . Важно , чтобы родитель в такие моменты сохранял спокойствие и доброжелательность при внешней строгости. Это залог эффективности наказания.

Возрастное развитие

Мышление
Речь
Эмоции