Главная » Статьи » Консультации логопеда |
«Детские ошибки. Не обращать внимания или поправлять?» Порой, у родителей возникает вопрос: как относиться к
колоритным и вместительным, но построенным грамматически неправильно детским
словам? Закономерности возникновения ошибок позволяют проследить ход речевого
развития ребенка. ·
Одна
из хорошо известных логопедам ошибка связана с заменой, казалось бы, уже
освоенного звука другим. К примеру, при освоении произнесения звука [ш] ребенок
заменяет его звуком [с]; «ширость» вместо «сырость». Необходимо поправлять неправильное произнесение ребенком звуков. Чем
раньше слово, употребляемое в несоответствующей форме, попадает в лексикон
ребенка, тем сложнее в дальнейшем исправляется произнесение искаженной формы.
Дети с завидным упорством повторяют искаженное ими слово. Если неправильное
произнесение ребенком звука имеет стойкий характер и не подается исправлению,
необходимо обратиться к логопеду. ·
Другой,
более распространенной ошибкой являются придуманные
детьми слова, не употребляемые в речи взрослого. Взрослые часто восхищаются
словами, придуманными их малышом. Конечно же, мы можем восторгаться
словотворчеством малыша, но мы ни в коем случае не должны хвалить при ребенке то или иное придуманное слово. Таким
поощрением мы закрепим неправильное слово в его словаре. Услышав неправильно
произносимое ребенком слово, необходимо сразу же поправить малыша: «Так не
говорят, ты ошибся. Нужно сказать…». Вы должны очень четко произнести слово и
попросить малыша повторить его вслед за вами. ·
Типичной
ошибкой является построение глагольных
форм по образцу одной более легкой для ребенка формы. К примеру:
«вставаю», вместо «встаю», то есть ребенок использует одну стандартную форму
глагола. Исследователи детской речи отметили, что когда ребенок усваивает
какую-либо одну форму языкового значения, то он распространяет ее и на другие. ·
Следующий
тип ошибок связан с изменением
существительных по падежам. Падежные окончания образуются детьми по
усвоенным ими образцам. Например: «Возьмем все стулы и сделаем поезд», -
предлагает трехлетний Женя своему приятелю. «Нет, - возражает тот, здесь мало
стулов». ·
Ошибки
наблюдаются и в окончаниях существительных, и в употреблении сравнительной
степени прилагательных. Вообще, следует отметить, что речь маленьких детей
бедна прилагательными. Прилагательные составляют всего около 3-4% от других
частей речи. Прилагательные сложны для непосредственного восприятия ребенком
ибо их употребление подразумевает хорошее знакомство с предметом, или вещью.
Ребенок использует в своей речи небольшое количество прилагательных, с которыми
их знакомят родители в повседневной деятельности или во время игры: страшный,
злой, добрый, умный. Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это
тактично. Если вы посмеетесь над ребенком и обидите его, он на какое-то время
может замолчать, но главное он может потерять к вам доверие. | |
Просмотров: 2184 | |
Всего комментариев: 0 | |