Главная » Статьи » Консультации логопеда |
Методы преодоления заикания
Логопедические занятия только составная часть комплексного лечебно-педагогического воздействия на заикающегося. Необходим комплекс мер: медикаментозное лечение, физиотерапия, психотерапия, нормализация микросоциального окружения. При этом имеет значение адекватность и дифференцированность выбранной методики.
Подбор методик должен быть строго индивидуальным. Родителям следует осознать, что проводить лечение заикания нужно в определенной системе, форма одноразовой компании в данном случае неприемлема! Прогноз преодоления заикания зависит от многих условий, в первую очередь от его механизмов, от сроков начала комплексного воздействия и полноты его применения, от возраста. Практика показывает, что чем моложе возраст, чем активнее и жизнерадостнее общее поведение, чем меньше отделов речевого аппарата задето судорогой и чем слабее судорога, чем меньше психических наслоений, тем благоприятнее прогноз. Успешнее проходят судороги дыхательные, чем голосовые. Наиболее благоприятным является возраст 2-4 года (легче создать благоприятные условия и маленький стаж заикания). Нередко исчезнувшее заикание потенциально сохраняется и готово проявиться при возникновении неблагоприятных условий. При заикании, возникшем в результате психотравмы, имеются лишь единичные факты испуга заикающегося (гудок паровоза, укус или лай собаки и т. п.). Менее эффективно и успешно устранение заболевания в тех случаях, когда возникло оно вследствие запоздалого развития речи, подражания. Выделяют следующие типы течения заикания: -постоянный тип (заикание, возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи, ситуациях); -волнообразный (заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает); -рецидивирующий (исчезнув, заикание появляется вновь, т.е. наступает рецидив, возврат заикания после довольно длительных периодов свободной, без запинок речи). Различают три степени заикания: 1.Легкая – заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться. В этом случае задержки легко преодолеваются, заикающиеся говорят, не стесняясь своего дефекта. 2.Средняя – в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются. В эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание; 3.Тяжелая – заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями. Психические и социальные причины возникновения заикания: А) кратковременная – одномоментная – психическая травма (испуг, страх); Б) длительно действующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, неровное воспитание, императивное воспитание, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуациях; В) неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушение звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей; Г) перегруз детей младшего возраста речевым материалом, несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы); Д) подражание заикающимся (различают две формы такой речевой индукции: пассивная – ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося; активная – он копирует речь заикающегося; Е) переучивание леворукости. Правила и упражнения в плавности речи 1.Говори медленно и спокойно, т.е. выговаривай слог за слогом, слово за словом, предложение за предложением. 2.Всегда уясни себе, что и как ты будешь говорить. 3.Не говори ни слишком громко, ни слишком тихо. 4.При разговоре стой или сиди прямо. 5.Прежде чем начать говорить, быстро и глубоко вдохни ртом. 6.Расходуй дыхание экономно. Во время разговора старайся по возможности задерживать дыхание. 7.Переходи всегда решительно и определенно в положение для произнесения гласных. 8.Направляй выдох не на гласный, а на согласный звук. 9.Никогда не нажимай на согласные; в случае необходимости говори ниже обыкновенного тона и несколько растягивай все гласные. 10.Когда слово начинается с гласного, то начинай его тихо и несколько пониженным тоном. 11. Растягивай долго первые гласные в предложении и связывай все слова предложения между собой, как будто все предложение представляет собой одно многосложное слово. 12.Всегда старайся говорить внятно и благозвучно. | |
Просмотров: 165 | |
Всего комментариев: 0 | |